В рамках визита делегации Туркестанской области в КНР делегация региона посетила Институт развития креативной индустрии «Digital content industry research institute» города Сиань. Встретился с руководством учебного заведения, ознакомился с работой. В результате областное управление цифровизации, оказания государственных услуг и архивов подписало меморандум о сотрудничестве с институтом развития креативной индустрии города Сиань. Документ направлен на реализацию совместных проектов в сфере цифровых решений и творческой индустрии.
Центр производит видеоролики для социальных сетей, таких как VR, то есть устройства виртуальной реальности, TikTok, с помощью компьютерных программ моделирования и редактирования. Профессионально разрабатывают 50 000 видеороликов в день, 10 миллиардов роликов в год.
В настоящее время в центре работают 200 сотрудников и проходят практику 500 учащихся. Кроме того, в качестве героев короткометражных видеороликов периодической работой занято более 10 тысяч местных жителей.
Ожидается, что это соглашение укрепит международное партнерство в цифровом и творческом направлениях и будет способствовать дальнейшему развитию отрасли.
Сегодня страны мира начали уделять внимание и уделять приоритетное внимание развитию экономики, основанной на интеллектуальном, инновационном и творческом развитии. Креативная индустрия является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики во всех государствах.
В современную эпоху глобализации многие люди видят в творческой индустрии шаг к новому экономическому развитию. Однако пока не существует общепринятого определения творческих сфер, то есть в этом отношении все еще существуют разные мнения. Впервые в мире в 2000-х годах стали говорить о креативной индустрии. Соответственно, до этого периода данный сектор экономики проходит стадию бурного развития.
Согласно историческим данным, понятие «креативная индустрия» впервые появилось в Великобритании. В частности, в 1998 году департамент культуры, СМИ и спорта страны признал его «видом деятельности, основанным на навыках и талантах, которые способствуют созданию дополнительных рабочих мест за счет формирования и использования интеллектуальной собственности».
А в 2004 году конференция ООН по торговле и развитию назвала сектор экономики-«креативной индустрией», объединивший искусство, культуру, бизнес и технологии. Согласно его мнению, основная прибыль здесь поступает от торговли товарами и услугами, которые производятся с использованием творческого или интеллектуального потенциала.
В более широком смысле понятие «креативная экономика «было введено в 2001 году Джоном Хокинсом, членом консультативного совета ООН по креативной экономике и автором статьи» креативная экономика». По его словам, это сектор экономики, основанный исключительно на знаниях и талантах и связанный с интеллектуальной деятельностью. А его основная валюта-идея.
Какие страны имеют лучший опыт в развитии креативной индустрии?
Развитые страны на протяжении десятилетий уделяют особое внимание формированию креативной индустрии. Сегодня отрасль зарабатывает около 2,3 триллиона долларов в год. Глобальный экспорт креативной индустрии составляет 250 миллиардов долларов. Число занятых в этом секторе постоянно растет, и сейчас их число достигло 29,5 млн человек. По прогнозам, креативная индустрия в ближайшие годы получит 10% мирового валового внутреннего продукта.
Согласно Глобальному индексу инноваций, в этом году среди 132 стран по креативной экономике лидируют Швейцария, Швеция, США, Великобритания и Сингапур. Таким образом, Швейцария в 13-й раз подряд признана самой инновационной экономикой мира. В этом году Швеция уступила США и заняла второе место. А Сингапур вошел в пятерку лучших и занял лидирующие позиции среди экономик стран Юго-Восточной Азии и Тихого океана.
Современные исследователи разделяют креативную индустрию на три модели: американскую, скандинавскую и восточноазиатскую.
С 2006 года США считаются крупнейшим экспортером дизайнерской, печатной и аудиовизуальной продукции, относящейся в основном к креативной индустрии. Это определено как главная стратегия данной страны. В США нет единой федеральной политики развития креативной и культурной сфер. Тем не менее, в рамках этой отрасли в 2019 году создано более 30 миллионов рабочих мест.
Политика креативной индустрии в скандинавских странах (Швеция, Дания, Финляндия) формировалась в рамках концепции социального государства на основе шведской модели. Такой подход стимулирует инвестиции в систему профессионального образования, которая учит применять креативные навыки на практике в предпринимательстве, повышение грантовой поддержки в сфере культуры и искусства, инновации и творчество.
Кроме того, креативная индустрия Южной Кореи, Японии и Китая, которая начиналась как политика городского развития, уделяет большое внимание инновационному прогрессу новых постиндустриальных технологических решений, а не созданию инфраструктуры для творчества.
Поддержка креативной экономики со стороны государства
Темпы развития креативной индустрии значительно выше, чем в традиционной промышленности или других отраслях. Так, даже во время экономического спада объем мирового креативного сектора вырос на 14%. По мнению экспертов, этому способствует отсутствие естественных барьеров в данной сфере. Следовательно, создание продукта не требует больших материальных затрат и может потребляться везде и без каких-либо ограничений.
Опыт стран, процветающих в креативной экономике, показывает, что на начальном этапе на пути воплощения идеи в реальность важна поддержка государства. Южная Корея, например, начала полностью понимать преимущества и влияние креативной индустрии. Ведь в этой стране с 2009 по 2017 год действовало специально созданное правительственное агентство креативного контента KOCCA. Его деятельность дала толчок данной отрасли и позволила выйти на международный рынок. Все началось с K-pop или «корейской волны». Интерес к южнокорейской моде, сериалам, компьютерным играм и другим мультимедийным продуктам превратился в глобальную субкультуру. Теперь он не только улучшает имидж этого государства, но и вносит огромные средства в корейский бюджет. Ежегодный экспорт товаров корейской креативной индустрии оценивается примерно в 6 млрд долларов.
В данных странах законодательно оказана помощь со стороны государства, такая как налоговые преференции, снижение таможенной пошлины на высокотехнологичную технику, защита интеллектуальной собственности и содействие регистрации товарных знаков за рубежом, привлечение в страну крупных международных выставок.
Креативная индустрия в Казахстане
В Послании Президента Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «экономический ориентир справедливого Казахстана» креативная индустрия определена как сектор экономики, охватывающий сферу медиа, кино, музыки, дизайна, образования и информационных технологий и способствующий занятости.
В настоящее время вопросы креативной индустрии регулируются Законом РК «О культуре» и концепцией развития креативной индустрии на 2021-2025 годы. Также совместно с представителями отрасли обсуждаются механизмы по созданию инфраструктуры, специального фонда поддержки и использования государственного имущества в работе с креативной индустрией. В рамках законодательной помощи планируется внесение дополнений в законы «О культуре», «об образовании», «Об авторском праве и смежных правах», «О государственном имуществе», «о государственной молодежной политике».
Одним из ярких казахстанских впечатлений в этом направлении является арт – пространство «Дом-36». » Дом-36 » – креативный хаб в Алматы и площадка, объединяющая таланты из разных сфер. На территории Арт-пространства проходят лекции, выставки, фестивали, питчинги и благотворительные мероприятия. «Дом-36» был открыт до начала пандемии и продолжает развиваться до настоящего времени благодаря поддержке акимата Алматы и Министерства иностранных дел.
По словам одного из основателей проекта Даурена Тулеева « «Дом-36» определил три наиболее важных вопроса на рынке. Это: недостаток знаний и навыков представителей творческой сферы, отсутствие помещений для развития предпринимательства в креативной сфере и поиск источников финансирования.
«Дом-36» направлен на решение этих проблем. В этом году запущена бизнес-акселерация при поддержке «QazInnovations». Проще говоря, это бесплатная учебная программа для представителей творческой индустрии. Те, кто успешно его завершил, имели возможность представить свои проекты инвесторам.
Министерство культуры и информации РК подводит итоги деятельности за 2024 год и представляет основные достижения в сфере креативных индустрий.
Развитие креативных индустрий-это отрасль, находящаяся под пристальным контролем главы государства.
«Уверен, что креативная индустрия придаст новый импульс развитию экономики нашей страны»,-сказал Касым-Жомарт Токаев на третьем заседании Национального Курултая.
2024 год стал важной вехой для креативных индустрий Казахстана. В мировом рейтинге Global Innovation Index-2024 по показателю «креативные товары и услуги» Казахстан поднялся с 93-го на 65-е место.
Это достижение-результат планомерной работы и государственной поддержки. Для дальнейшего развития креативной экономики Министерством культуры и информации разработан отдельный пакет мер.
Одной из первых задач ведомства было вывести креаторов из теневой экономики. С этой целью в список включены 40 видов творческой деятельности, относящихся к специальному налоговому режиму. Бизнес освобождается от уплаты всех видов налогов (КПН, ИПН, НДС) и платит только единый налог – 2-4% для ИП, 8% – для ТОО.
В результате сегодня в сфере креативной индустрии работают около 135 тысяч казахстанцев. Предполагается, что к 2029 году их число удвоится.
Креативные продукты и услуги – характеризуются оригинальностью, новизной и высокой ценностью человеческого труда. Задача государства — обеспечить безопасность и защиту интеллектуальной собственности. В этом направлении налажено тесное сотрудничество со Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС). Проводятся обучающие семинары, тренинги. Также ВОИС, МИД и МЮ планируют запустить образовательную платформу для казахстанских креаторов.
Для поддержки коммерциализации креативных товаров и услуг заключено соглашение о размещении их в маркетплейсе банков Казахстана.
Еще один важный момент-создание инфраструктуры для креаторов. По поручению президента во всех крупных городах Казахстана планомерно открываются хабы. В настоящее время такие центры работают в Астане, Алматы, Туркестанской, Шымкентской, Атырауской, Кызылординской, Петропавловской, Актюбинской и Алматинской областях.
Также создается Корпоративный фонд. Основной задачей фонда будет вывод креативных товаров и услуг на международный рынок, поддержка талантов, экспорт и коммерциализация продуктов и результатов интеллектуальной деятельности.